Государственное учреждение образования

  "Погородненская средняя  школа"

Наши координаты:
231374, Гродненская область, Вороновский р-н, аг.Погородно, ул.Журавлева, 33              

pogorodno@mail.ru

Изучения удовлетворенности учащихся

Методика изучения удовлетворенности учащихся

школьной жизнью

 

 ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3- согласен;

2 - трудно сказать;

1- не согласен;

0 - совершенно не согласен.

 

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной  

ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

 

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся

процессом и результатами обучения

 

1. Учитель справедливо выставляет оценки.

2. В душе учителя есть мой уголок.

3. Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты.

4. Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием.

5. Мне интересно на уроке этого учителя.

6. Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.

7. Если я устаю на уроке этого учителя, то это приятная усталость.

8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке.

9. Полезен ли этот предмет для тебя?

10. Все ли ты понимаешь на уроке по этому предмету?

11 Хотел бы ты после окончания школы заниматься этим предметом?

.

Методика "Наши отношения"

 

ЦЕЛЬ: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. 

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

2. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

3. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует  учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Анкета старшеклассника "Я и смысл моей жизни"

 

ЦЕЛЬ: выявить доминирующие ценностные ориентации членов классного сообщества.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ. Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:

                              Дорогой друг!

Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.

Выполни, пожалуйста, следующие задания:

1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

Хорошая жизнь - это...

Счастливый человек - это тот, кто...

Больше всего я ценю в людях...

Смысл моей жизни заключается в том, что...

2. Укажи, какие из перечисленных ниже целей жизни и качества человека для тебя являются важными. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.

Цифры обозначают:

1 - совсем неважно;

2 - почти неважно;

3 - немного важно;

4 - довольно важно;         

5 - очень важно.

- Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

1   2   3   4   5

- Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

1   2   3   4   5

- Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений

1   2   3   4   5

- Здоровье (физическое и психическое)

1   2   3   4   5

- Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

1   2   3   4   5

- Интересная работа

1   2   3   4   5

- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

1   2   3   4   5

- Свобода как независимость в поступках и действиях

1   2   3   4   5

- Хорошие и вредные друзья

1   2   3   4   5

- Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

1   2   3   4   5

- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)

1   2   3   4   5

- Счастливая семейная жизнь

1   2   3   4   5

- Творчество (возможность творческой деятельности)

1   2   3   4   5

- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

1   2   3   4   5

- Активная, деятельная жизнь

1   2   3   4   5

- Равенство (братство, равные возможности для всех)

1   2   3   4   5

3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

- на уроке,

- в общественных делах,

- на занятиях кружка, клуба, секции,

- при проведении досуга,

- где еще (допиши).

4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?

- дома,

- в классе,

- в кружке,

- в компании друзей,

- где еще (допиши).

Спасибо!

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных и/или материальных потребностей, на добро и/или зло, на пользу себе и/или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентаций в классном сообществе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждении личности учащихся класса можно рассматривать ответы старшеклассников на третий и четвертый вопросы.

 

Анкета учащегося "Ты и твой класс"

 

ЦЕЛЬ: выявить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ. Классный руководитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Нравится ли тебе самому твой класс? Подчеркни один из предложенных ответов:

да

больше да, чем нет

трудно сказать (и да, и нет)

больше нет, чем да

нет

2. Что больше всего тебе нравится в классе?

3. Что тебе не нравится в твоем классе?

4. Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы в жизнь класса?

5. Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе, с этой целью подчеркни один из предложенных ответов:

- наш класс дружный и сплоченный;

- наш класс дружный;

- в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;

- в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя;

- наш класс недружный, часто возникают ссоры;

- наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе.

 

А теперь подумай еще над таким вопросом: кто твои друзья? Ими могут быть отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка, другой родственник, сосед, знакомый юноша, знакомая девушка, одноклассник, одноклассница, товарищ по кружку, секции, клубу, приятель из твоей компании и т.д. Большой список, но друзей, как правило, бывает немного. Пожалуйста, подумай и ответь на следующие вопросы:

6. Кто умеет правильно оценивать твои поступки?

7. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?

8. Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?

9. Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса?

10. На кого тебе хотелось бы быть похожим(ей) в своей жизни?

11. Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?

12. Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:

- очень хорошие,

- хорошие,

- когда как,

- плохие,

- очень плохие.

13. Как ты сам(а) определил(а) бы свое положение в семье?

- как человека, которого понимают и уважают;

- как человека, которого постоянно опекают;

- как человека, вынужденного подчиняться;

- как человека, которого никто не понимает и не любит;

- как человека, который тиранит всех остальных;

- как человека, который помогает решать семейные проблемы;

- как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни семьи;

- какое еще?

14. Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой?

- да,

- нет,

- трудно сказать.

15.Назови самые большие твои желания:

первое желание

второе желание

третье желание

Большое спасибо!

 

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ. Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного сообщества. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях и друзьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6, 7, 8 помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.

 

Тест отношения к школе

 

1. Каждый день я радостно собираюсь в школу.

2. Когда переступаю школьный порог, все, что осталось вне школы, перестает для меня существовать.

3. Мне каждый день приятно вновь увидеть знакомые лица учителей и ребят.

4. Мне трудно вспомнить, когда я испытывал в школе чувство обиды или унижения.

5. В нашей школе в каждом кабинете по-своему уютно и красиво.

6. Для меня школьное расписание - калейдоскоп впечатлений, а не набор скучных уроков.

7. Звонок на перемену застает меня врасплох и вызывает легкое чувство досады.

8. Мне не хочется после уроков уходить домой и можно не уходить, потому что начинают работать различные кружки, факультативы, студии.

9. Я люблю приводить в свою школу друзей, приятелей и знакомых, чтобы показать, где я учусь.

10. Я горжусь тем, что учусь именно в нашей школе.

 

Количество ответов "Да" из десяти возможных и будет показателем степени удовлетворенности школой.

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнь

 

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

 

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.  У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10 На летних каникулах я скучаю по школе.

 

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

Анкета для учащихся 4-7 классов

 "Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?"

 

ЦЕЛЬ: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - всегда, 1- иногда; 0 - никогда.

Блок

Отношение

Предмет

 

 

рус. яз.

лит-ра

матем.

биолог.

история

физ-ра и др.

I

1. На уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие

отметки.

 

 

 

 

 

 

II

 4. Родители заставляют учиться.

5. Учу, так как это мой долг.

6. Предмет полезен для жизни.

 

 

 

 

 

 

III

7. Узнаю много нового.

8. Заставляет думать.

9. Получаю удовольствие, работая на уроке.

 

 

 

 

 

 

IV

10. Легко дается.

11. С нетерпением жду урока.

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 Анкета для учащихся 7-11 классов

"Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?"

 

ЦЕЛЬ: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - всегда; 1 - иногда; 0 - никогда.

 

Блок

Отношение

Предмет

 

 

рус. яз.

лит-ра

матем.

биолог.

история

физ-ра и др.

I

1. Проявляю интерес к отдельным фактам.

 

 

 

 

 

 

II

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу.

 

 

 

 

 

 

III

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.

4. Проявляю интерес к обобщениям и законам.

 

 

 

 

 

 

IV

5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания.

6. Испытываю интерес к самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

Методика обработки результатов анкет

                                           

1. Для каждого ученика вычислить средний балл по группе: ситуативный интерес (1); учение по необходимости (П); интерес к предмету (111); повышенный познавательный интерес (1У).

Средний балл -     ; сумма всех баллов в группе -    ; число предметов умножить на число вопросов в группе -      .

2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе и соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить график.

      Средний балл      

                            2

                            1

                            0

                                      1   П   Ш   У                                  Уровни

 

Уровень сформированности мотивации учебной деятельности

 

4. Выявленные тенденции, оценка уровня мотивации: 85% - оптимальный уровень; 65-84% - достаточный; 40-64% - низкий.

 

Аспект личностного отношения между учителем и учеником

 

               

Баллы: 0, 1, 2, 3.

---------------------------------------------------------------------------------

Вопросы                                              Предметы

                                                         рус.яз.       матем.

---------------------------------------------------------------------------------

1. Содержание самого предмета

меня интересует.                                  3

2. Предмет интересно преподает-        

ся.                                                          1

3. Вызывает уважение и его эру-

диция.                                                    2

4. Предмет имеет большое прак-

тическое значение.                                0

5. Учитель побуждает к самосто-

ятельному поиску на уроке.                  1

6. Предмет необходим для даль-

нейшей учебы.                                       1

7. Предмет легко дается.                       2             

 

По каждому предмету  подсчитываем баллы:

3 + 1 + 2 + 0 + 1 + 1 + 2     = 10  = 0,47 (критич.)

       7 . 3                                21

 

Оптимальный уровень -   0,8     оп.  1

допустимый                 -   0,6     д.     0,8

критический                 -  0,3      кр.   0,6

Смотрим параметры 2, 3, 5

1 + 2 + 1  = 4 = 0,4

   3 . 3         9            (не сложились отношения с учителем)

 Отдел образования Вороновского района